«Я ребенок! Я имею право».
К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
От того, насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.
Знакомство обучающихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.
«Я ребенок! Я имею право»- под таким девизом прошла правовая неделя в начальной школе МБОУ «Яренская СШ», а завершилась она квестом для учащихся 3 и 4 классов.
Учащиеся, разделившись на группы совершили путешествие по станциям «Историческая», «Правовая», «Права и обязанности», «Словесная», «Песенная», « Анаграммы», «Верно- неверно».
На станции «Историческая» учащиеся узнали, что такое право, обязанность, познакомились с Конвенцией о правах ребенка, узнали, какие права с рождением приобретает каждый ребенок.
На станции «Анаграммы» учащимся было предложено составить из букв слова, связанные с темой игры, а также собрать пословицы и определить, какие права детей в них отражены.
На станции «Верно- неверно» игрокам предлагалось найти верные суждения о правах и обязанностях, а также поучаствовать в игре «Разрешается-Запрещается».
Несомненно, всем участникам запомнилась станция «Песенная», где учащиеся отгадывали, о каких правах детей поется в песнях.
На станции «Права и обязанности» с учащимися были проговорены права и их обязанности, а также правила поведения в школе, разыграны сценки.
Станция «Правовая» была самой сказочной, так как именно на этой станции ребята отгадывали, в какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища, ктоиз сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле и т.д.
На «Словесной» станции ребята разгадывали по теме игры кроссворды, составляли слова.
Конечно, правовое воспитание не ограничивается проведением правовых недель, декад.
Систематическая работа с обучающимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения.
Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.
Решая проблемные ситуации, школьники уясняют, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми.
Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе и на улице.
Работа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников через урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; настойчив в преодолении трудностей; способен к сознательному управлению своим поведением; уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Социальный педагог МБОУ «Яренская СШ» Е.Л. Крюкова